Развитие звуковой культуры речи

Развитие звуковой культуры речи
Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить ребенку средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «пойдем гулять» и т.д.), и его первые самостоятельные слова («мама», «папа», «дай»). Формирование правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки. Большую роль, при работе с детьми играют упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горлышко, — «а – а – а»; как гудит паровоз? – «у-у-у»), звукоподражательных слов, которые усложняются за счет включения звуков различной характеристики («кря-кря», «хрю — хрю», «му — му» и т.д.).
Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т.е. имитация, осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой. Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала ребенок узнает предметы на картинках, но не называет их. Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести, как он кукарекает.
Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа.
Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы), также расширяют словарь ребенка.
Картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов. Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи («котенок маленький, а кошка большая» и т.д.).
Работа с каждой иллюстрацией условно делится на 4 этапа, которые последовательно сменяют друг друга:
- 1 этап — научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо;
- 2 этап — вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький — большой»;
- 3 этап — научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, рука, лапа и т.д.);
- 4 этап — приучать слушать художественные произведения (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого.
Желаю успехов Вам и вашим детям!!!