Как развивать мышление у детей-дошкольников

Как развивать мышление у детей-дошкольников
Мышление ребенка в дошкольный период развивается в условиях быстрого взросления и определяется рядом сопутствующих факторов, основные из которых:
- Расширение круга общения. Если в период раннего детства ребенок контактировал только с родителями, то в дошкольном возрасте он начинает общаться со своими сверстниками и воспитателями.
- Развитие речи. Ребенок учится не только понимать, но и правильно произносить слова, грамотно строить фразы.
- Формирование аналитического мировосприятия. В дошкольный период роста совершенствуется восприятие форм, цветов, величин, пространства и времени.
- Приобретение новых умений и навыков. Ребенок учится читать по слогам, рассказывать стихи, петь, рисовать.
- Становление личностных качеств. В ходе воспитательных мероприятий и общения с другими детьми закладываются волевые черты характера, такие как организованность, настойчивость, инициативность.
- Формирование самооценки. У дошкольника появляется осознание своего «я», складывается критическая оценка самого себя.
- Проявление самоконтроля. Ребенок учится управлять своими поступками, поведением, деятельностью.
Мышление дошкольника начинает формироваться на базе практического опыта, когда ребенок стремится потрогать, разобрать, поломать окружающие его предметы.
По мере взросления появляется образное восприятие действительности, которое становится основной формой детского мышления в дошкольный период. Тактильное познание при этом остается, но приобретает более совершенные формы.
Под конец дошкольного периода познавательная деятельность ребенка обогащается элементами логики. Это свидетельствует о готовности дошкольника к развитию логического познания.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развивающих занятий, поскольку:
- В это время организм и нервная система находятся на этапе становления. Восприятие новой информации происходит естественным образом, дети легко поддаются обучению.
- Мышление дошкольника оперирует представлениями и образами, что расширяет рамки познания.
- У ребенка появляется способность управления мыслительными процессами, развивается творческое воображение.
- Для детей дошкольного возраста характерна любознательность. Они любят спрашивать, пытаются рассуждать.
- В сознании дошкольника интенсивно формируется целостное восприятие мира.
- Развивается речь. Ребенок овладевает родным языком.
Мышление является одной из высших форм человеческой деятельности, инструментом для получения и усвоения информации. Развитие мышления у детей — это процесс передачи знаний, обучение приемам и способам умственной деятельности.
Материал подготовила: Кошелева О.Е., педагог-психолог