Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов и носоглотки. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает, зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – это необходимость. Они подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звуков. Бесполезно, например, пытаться ставить ребенку звук при ещё недостаточной подвижности его артикуляторных органов. Если бы речевой аппарат ребёнка работал в полной мере, то при благоприятных для развития речи социальных условиях он смог бы самостоятельно усвоить нормальную артикуляцию всех звуков и своевременно выйти из периода «возрастного косноязычия». Выработка подвижности речевого аппарата – это посильная работа для каждого родителя!
Как проводить артикуляционную гимнастику?
- Должна проводиться систематично, иначе усвоенный навык не закрепляется.
- Желательно выполнять ежедневно, перед зеркалом (в котором видно и ребенка, и взрослого), 5-10 минут.
- Не следует предлагать ребенку более 5 разных упражнений за один раз. Выполнять с небольшими перерывами в медленном темпе. Каждое упражнение по 4-5 раз.
- Упражнения предлагать в порядке возрастания сложности. Целесообразно начинать выполнять упражнения, которые у ребенка хорошо получаются.
- Статические упражнения выполняют по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Следить за качеством выполнения, не допускать переутомления ребенка.
- Артикуляционную гимнастику выполнять в положении сидя.
Материал подготовила: учитель-логопед Сорокина М.В.