Консультация для родителей: «Развитие правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако умногих детей те или иные дефекты в произношении тех или иных звуков остаются на долгие годы и не исчезают без спец. логопедической помощи. Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что с «возрастом все постепенно пройдет». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются. Свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.
Естественно, что неправильное произношение звуков воспринимается, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее достижению многих личных целей (выбор профессии, личная жизнь).
Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты произношения звуков, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражается на письме.
В первые годы жизни, из-за несовершенства речевых органов, ребенок может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся А, О, Э и согласные П, Б, М. именно из этих звуков состоят первые слова ребенка: папа, мама, баба. Несколько позднее усваиваются и другие артикулярно - простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У, и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р) примерно до трех с половиной лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название возрастного» косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.
Каждый артикуляторно-сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ, на С. По этой причине слово шуба звучит тюба, суба, сюба.
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения возрастного косноязычия является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует. То усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или становится даже невозможным. Об этом свидетельствует, например, случай широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям.
С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо сюсюканье взрослых с ребенком.
Время появления звуков (в годах) |
1-2 |
2-3 |
3-5 |
5-7 |
Звуки |
А О Э П Б М |
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й |
С З Ц Ш Ж Ч Щ |
Л Р |
Составила: учитель-логопед Сорокина М.В.