Логопедические игры с пластиковыми крышками

Многие из нас собирают пластиковые крышки, чтобы потом сдать на переработку. Дело – несомненно, хорошее! Но, пока мы их собираем, они долгое время лежат без дела. А ведь они такие яркие и красочные. Так давайте найдем им применение! Можно сделать интересные игры, которые помогут развить речь ребенка!
Игра 1
Отберите несколько пар одинаковых по цвету крышечек, поделите их пополам. Одну половину отдайте ребенку, вторую оставьте себе. Выложите перед ребенком последовательность из крышек (для начала из четырех, например: красная, белая, зеленая, оражевая), покажите ребенку, а затем накройте тканью. Попросите ребенка повторить вашу последовательность из своих крышек. Затем вместе проверьте результат. Последовательность можно постепенно увеличивать. Такая игра тренирует память и внимание.
Игра 2
Предложите ребенку выложить из крышек фантазийный рисунок. Для того, чтобы закрепить определенный звук, попросите выложить рисунок в названии которого есть данный звук. Например, со звуком [Р] – робот, круг, трактор и т.д.
Игра 3
«Слуховой диктант», для развития фонематического (речевого) слуха.
Для игры понадобятся крышечки любого цвета,.
Взрослый задает определенный звук, например, [С] и произносит цепочку звуков (Р, С, М, С, С, Ш, Н, К, С) задача ребенка – выкладывать крышечку каждый раз, когда услышит звук [С]. Можно читать стихотворение, а ребенок будет выкладывать на стол крышечку на каждое слово с заданным звуком.
Игра 4
«Слоговый анализ». Проверим умение ребенка делить слова на слоги.
Для игры понадобятся картинки с предметами или маленькие игрушки. Раскладываем картинки на столе, затем отхлопываем количество слогов в слове (или загибаем пальчик на каждый слог) и рядом с картинкой выкладываем столько крышек, сколько слогов в слове. Например, рак – 1 слог=1крышка, ру-ка – 2, ко-ро-ва – 3. Так прорабатывается каждое слово. Затем проводится проверка правильности выполнения. При наличии ошибок они исправляются, добавляется количество крышек или убираются лишние.
Игра 5
Тренируем употребление предлогов в речи. Вам потребуются любые дополнительные игрушки. Например, домик, коробка, машинка. Вы кладете крышечку на домик и спрашиваете ребенка, куда вы положили крышечку. Ребенок должен сказать, что НА домик. Таким образом, прорабатываем предлоги: НА, ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, В и т.д.
Можно построить башенку из разноцветных крышечек и спрашивать ребенка, где какая находится. Например, желтая находится МЕЖДУ синей и красной, белая ПОД зеленой и т.д.
Игра 6
Игра на развитие творческих способностей и связной речи.
Можно предложить ребенку «порисовать» крышечками. Ребенок выкладывает любую картинку, какая ему нравится. Например, домик с деревом, машина в гараже, цветочная полянка с бабочками. Форма и цвета крышечек позволяют разгуляться любой фантазии! Обязательным условием игры является устное описание ребенком того, что он изображает. Можно задавать наводящие вопросы, составляя целый рассказ по рисунку.
Игры с крышками хороши тем, что любую ошибку можно исправить, переставив, убрав или заменив крышечку на другую. Все это повышает мотивацию и успешность детей. Ведь мы хотим вырастить счастливое поколение детей!
Материал подготовила: Козаченко А.Н., учитель-логопед.