Тематическая неделя «Экспериментальная» в младшей группе «Аленький цветочек»

В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания.
Так как желание экспериментировать появляется у ребёнка в период раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной деятельности к целенаправленной. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой, снегом и льдом, солью, красками, песком, камнями, глиной, растениями.
В рамках тематической недели «Мы - юнные исследователи» с детьми 2-ой младшей группы «Аленький цветочек» был проведенряд опытов и экспериментов.
«Песок и его свойства»
Формирование представлений о песке, его свойствах в различных состояниях (сухом и мокром)
«Секретики в песке»
Цель. Обнаружить свойства песка.
Результат. Дети выявляли свойства песка
Вывод. Песок легко копается, поэтому в земле прячут клады, закапывают «секретики». Сухой песок не лепиться, его нужно полить водой.
«Песок сохраняет форму»
Цель. Сформировать представления детей о свойствах мокрого песка.
Результат. Дети лепили куличики, выявляли свойства мокрого песка.
Вывод. (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.
«Движение песка»
Цель. Показать детям, что сухой песок не держит форму, он движется.
Результат. Дети насыпали песок через воронку, образуя конус, и наблюдали за его движением.
Вывод. Песок движется, его движение похоже на течение воды.
«Вода и ее свойства»
Расширение представлений о воде, ее значимости в жизнедеятельности человека; проведение разнообразных экспериментов
«Узнаем, какая вода»
Цель. Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
Результат. Вода переливается из одного сосуда в другой, то есть льется. Вода прозрачная на вид.
Вывод. Вода прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
«Взаимодействие воды и снега»
Цель. Познакомить детей с агрегатным состоянием воды(жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег.
Результат. Дети определяли, что происходит со снегом в теплой комнате, в воде какой температуры быстрее тает снег.
Вывод. Чем теплее вода, тем быстрее тает снег. Талая вода не прозрачная, грязная. Снег в рот брать нельзя, так как он холодный и грязный, можно заболеть.
«Тонет – не тонет»
Цель. Показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
Результат. Дети определяли, какие предметы легкие, а какие тяжелые.
Вывод. Легкие предметы не тонут, а плавают на поверхности воды. Тяжелые предметы опускаются на дно.
Экспериментальная деятельность с детьми 3–4 лет проводится в игровой форме и может осуществляться на занятиях в первой половине дня, а также в рамках кружка дополнительного образования (опытная мастерская, лаборатория). Цель проведения опытов и экспериментов с детьми второй младшей группы заключается в развитии любознательности, создании позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе совместного исследования.
Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.
Автор материала: воспитатель Тарханова А.Н.