Как развивать словарь ребенка?

Как развивать словарь ребенка?
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
· обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
· уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
· активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
· устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Стимулируйте развитие словаря посредством:
· наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
· рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
· показа фильмов и последующего обсуждения;
· чтения художественных произведений;
· дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
Примеры упражнений для развития словарного запаса по частям речи:
- Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.
- Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)».
- Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.).
- Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
- Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы).
- Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно).
Автор материала: Кульмаметьева О.И., учитель-логопед