«Недоразвитие или нарушение речевого развития?»

«Недоразвитие или нарушение речевого развития?»
Что такое недоразвитие или задержка речевого развития?
Это временное отставание в овладении речью, которое связано с недостаточной стимуляцией, недостатком общения или особенностями развития. Обычно такие дети имеют склонность к последовательному развитию речи, и при правильной поддержке речевые навыки начинают активно формироваться, хотя и с некоторой задержкой.
Что такое нарушение речевого развития?
Это более стойкие, длительные или структурированные несоответствия нормам, включающие дефекты артикуляции, грамматические ошибки, нарушение связной речи, а также возможные дизартрию или другие речевые патологии. Такие нарушения требуют консультации специалиста — логопеда и в некоторых случаях — уточнения диагноза или комплекса коррекционных мероприятий.
Когда обращаться к учителю-логопеду в ДОУ?
1. В случае задержки развития речи (недоразвития):
- Ребёнок к 2-3 годам не использует фразы из 2-3 слов.
- Не возникает новых слов или повторяет ограниченное количество слов.
- Не стремится общаться, мало включает слова в речь.
- Есть задержки в понимании речи, нарушения моторики губ и языка.
2. В случае возможных нарушений речи:
- Задержка в артикуляции, искажения звуков.
- Трудности в построении связной речи или её ограниченность.
- Заикание или другие нарушения плавности речи.
- Ребёнок не понимает или неправильно воспринимает инструкции.
Что делать?
- Обратиться к логопеду: даже при лёгких признаках можно проконсультироваться — специалист подскажет, есть ли необходимость в коррекции.
- Регулярное наблюдение и развитие речевых навыков: активное общение, чтение, игры,
способствующие развитию речи.
- Работа с педагогами и родителями: совместно создавать условия для повышения речевой активности ребёнка.
Если у вас есть сомнения относительно речевого развития вашего ребёнка — лучше не откладывать и проконсультироваться с учителем-логопедом. Раннее вмешательство помогает скорректировать возможные нарушения и обеспечить успешное развитие речи.
Автор материла: Кульмаметьева О.И., учитель-логопед