Консультация для родителей "Как научить ребёнка ПДД"
Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребёнка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города – очень важная проблема. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыши всё равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они ещё не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом? Это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И ещё одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое применение этих знаний целиком ложиться на ваши плечи. Дети всегда рядом с нами, они смотрят на нас, подражают нам. Они наша жизнь, наше продолжение, наш смысл сохранить наше будущее – наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь – главная задача родителей и всех взрослых. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии. Родители должны твердо усвоить силу собственного примера.
Вы – объект любви и подражания для ребёнка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Основными причинами нарушения правил детьми являются:
-
Неумение наблюдать;
-
Личная недисциплинированность детей;
-
Невнимательность и беспечность.
Рекомендации по формированию у детей специальных навыков.
-
Навык переключения на улицу. Подходя к концу тротуара, к бордюрному камню, остановитесь, замедлите движение, выдержите паузу, необходимую для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону (проезжую часть), осмотрите улицу в обоих направлениях.
-
Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. Уходя из дома с ребёнком, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
-
Навык переключения на самоконтроль. Умение следить за своим поведением формируется каждодневной тренировкой под руководством родителей.
-
Навык предвидения опасности. Ребёнок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Уроки предвидения скрытой опасности проводите, находясь на тротуаре, в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта.
Неоднократно покажите ребёнку с тротуара:
-
стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный или встречный автомобиль;
-
стоящий грузовик или легковой автомобиль и внезапно выезжающий из-за него другой транспорт;
-
кусты, деревья, забор, кучи земли и снега, строительные материалы возле дороги и выезжающий из-за них транспорт;
-
движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;
-
движущийся транспорт и встречный автомобиль, выезжающий из-за него.
-
Навык наблюдения. Подойдя к проезжей части, ребёнок должен повернуть голову «налево и направо» и осмотреть улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. Осматривать дорогу ребёнок должен несколько раз, так как обстановка на дороге может резко измениться. Прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, следует посмотреть «налево». Дойдя до середины проезжей части, надо посмотреть «направо».
Особенно внимательно ребёнок должен осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребёнок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих случаях легко не заметить едущий транспорт.
Научите ребёнка всматриваться вдаль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, мотороллер, велосипед, поскольку иногда ребёнок смотрит, но не замечает едущий вдалеке легковой автомобиль или мотоцикл.
Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, ведите с ребёнком счёт времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать «секунды», ребёнок научится правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения.
Научите ребёнка определять направление будущего движения транспорта: какой автомобиль поедет прямо, а какой готовится к повороту (включён указатель поворота).
Родителям тех детей, у которых имеются значительные отклонения от нормы по зрению, и в частности используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребёнка на улице резко осложняется. «Боковое зрение», играющее важную роль для того, чтобы заметить транспорт, приближающийся сбоку, у детей с дефектами зрения намного слабее, чем у детей с нормальным зрением.
Такой ребёнок должен быть ещё более внимательным, так как он может ошибиться в определении расстояния до транспортного средства и его скорости, может не заметить автомобиль. Целесообразно, чтобы ребёнок в очках компенсировал недостаток зрения более частным и тщательным поворотом головы и просмотром улицы «налево» и «направо».
Автор материала: Тарханова Алёна Николаевна, воспитатель